Образование:"Знание - средство, а не цель..."

IV

“Знание – средство, а не цель, или как сделать школу школой жизни”

Перелом в моем учительском сознании произошел тогда, когда мельком, невзначай взглянул на сына, готовящего уроки (тогда - шестиклассника). Контраст между его согбенной фигуркой, темнеющей на фоне залитого солнцем окна, и тем, что наблюдалось на улице в летний погожий день, был разительным: по ней носились на мотоциклах сияющие от счастья его сверстники - ребята из нашего двора, не отличающиеся ни примерным поведением, ни успеваемостью.

Страдальческое, даже мученическое выражение лица сына подвигло меня в тот момент к глобальному философскому вопросу (почти по Радищеву; “огляделся вокруг, и душа моя уязвлена стала...”): образование ли то, что даем детям? Что образовываем мы в них: ум, интеллект, волю, способность к созиданию или ни то, ни другое, ни пятое, ни десятое?

Во имя каких идеалов отнимаем у них детство (покой и радость бытия), а вместе с ним и здоровье? Кто из нас, взрослых, выдюжит режим, навязанный нами детям: 5-6-часовое просиживание за партой и 2-3-часовое - за домашними заданиями, причем ежедневно, ежегодно, на протяжении 11 (теперь будет 12) лет обучения?

Этот идеал - информация учебника, которую мы именуем “знаниями”...

Что это за птица счастья - “знание”, которая имеет “уровень”, “глубину”, “прочность” и “качество”? На овладение ею государство ежегодно тратит астрономические суммы, семья - последние сбережения, ребенок - последние силы Может быть, это самый настоящий монстр, закравшийся в наши головы под видом знаний, из-за которого невозможно жить в настоящем и тошно - в светлом будущем?

Вот как говорил о вживлении в сознание человека этого монстра (или птицы счастья?) великий чешский педагог Ян Коменский (XVII век): “Мы занимаем умы молодежи шелухой слов, пустой попугайской болтовней, отбросами и чадом мнений”. Все это с гордостью мы именуем знаниями, которые к настоящим знаниям не имеют никакого отношения. “Знания только тогда знания, когда достигаются усилиями своей мысли, а не памятью", утверждал Лев Толстой. У нас же все обучение построено на запоминании дат, формул и правил, пересказывании текста учебника, зубрежке литературных произведений и т.д.

Не мудрено, что результатом такого образования стали: потеря у молодежи интереса к учебе, атрофия воли и познавательных желаний, несмотря на “компьютеризацию”, “активизацию” и “специализацию” учебного процесса. Для страны выпускаем специалистов с психологией усвоистов и исполнистов (на основе педагогических принципов усвоения и исполнения), а не творцов и созидателей. Это приводит общество к тупиковому развитию, поскольку обучающаяся молодежь не участвует непосредственно в его созидательной жизни, а став специалистами, не способна обновлять технический и научный потенциал страны на принципах творчества и созидания.

Выход из этого тупика, на мой взгляд, один: в переориентации образования. От слов надо переходить к делу в обучении (учат не словами, а делами - русская пословица), от усвоения - к созиданию, к социально полезным творческим делам и инициативам.

Работая учителем труда в одной из школ Мценска Орловской области, я ввел на принципах состязательности защиту проектов. Ситуация стоит того, чтобы о ней рассказать подробнее...

Ученикам седьмого класса было дано задание: разработать проект санок, подчиняющийся образной тематике - санки-катер, санки-самолет, санки-хоккеист для мальчиков; санки-снежинка, санки-рыбка для девочек.. (см. иллюстрации проекта)Ставились также технологические, эргономические и другие задачи: простота сборки, легкость конструкции и прочее. Цель: выбрать лучший проект и изготавливать по нему санки в школьной мастерской для последующей реализации изделий в магазинах. Деньги предполагалось использовать на питание учащихся в школьной столовой.

Наступил день и час защиты... Как нарочно, в этот день заболела учительница, и у ребят вместо четырех получилось восемь часов занятий (у меня - тоже). По их окончании (в 18 часов) я говорю детям: “Мальчики, вы, наверное, устали, весь день в школе, да и не евши, давайте перенесем защиту на другой день”. - “Нет, мы останемся!” - первым произнес Ваня, отличавшийся от других тем, что часто убегал с моих занятий. “Останемся!” - хором закричали остальные дети. Я, конечно, был приятно удивлен развитием событий. Тут кто-то мне сует конфетку в руки - когда было такое?!

...У доски, разделенной пополам, двое парней, Алеша и Андрей, вычерчивают мелом свои модели санок: один - санки-катер, другой - санки-самолет. Остальные восемнадцать ребят внимательнейшим образом следят за появляющимися очертаниями санок (ведь свои проекты ребята не афишировали друг другу, боясь утечки информации: у каждого было свое ноу-хау). Смотрю на аудиторию - лес рук, один мальчик чуть не улетает за вытянутой рукой:

“Владислав Николаевич, а у Алеши (санки-катер) ошибка в чертеже - у него тормоз близко к полозу приделан. Санки будут крутиться, когда нажмешь на тормоз”. Абсолютно верно сказано, но у Алеши свой довод: “Молчи, много ты соображаешь...”

Досталось, конечно, от юных конструкторов, технологов, дизайнеров и Андрею(санки-самолет), но тем, кто делал замечания, досталось в свою очередь вдвойне от защитившихся... В общем, мы потеряли ощущение времени, и где-то в половине десятого вечера закончили защиту. Лучшим был признан проект “санки-хоккеист” Димы.

Финал проходил по гоголевскому сценарию: толпа ребятишек, отправлявшихся домой, вдруг застряла в дверном проеме - ни туда и ни сюда... Оказывается, один из них забыл сказать мне “до свиданья”, повернулся в самом проеме и “запрудил” движение...

Несмотря на крайнюю усталость и ощущение голода, я чувствовал себя воистину счастливым... Это был звездный час моей педагогики.

Спустимся с небес на землю и подведем итоги. Ясно, что на одних эмоциях не может основываться учебный процесс - надо давать теорию: основы резания металлов (сверление, зенкование, например), материаловедение и другое. Но это всего-навсего информация к осуществлению поставленной цели - изготовление санок: она имеет прикладное, а не самостоятельное значение (учебник - справочная литература). Чертежи, ведение тетради входят в общую оценку проекта, а потому ребята стараются как можно аккуратнее вести тетрадь. Это - первый вывод из идеи “защиты” (учебник - справочная литература, а не предмет пересказа у доски).

Второй вывод. В учебную ткань занятий вводится решение инженерных (конструкторских, технологических, дизайнерских и других) задач при проектировании и изготовлении предметов быта, в нашем случае - санок, Это один из учебных вариантов приближения школы к жизни, если учесть, что дети всю жизнь решают задачи про едущих навстречу друг другу велосипедистов, пашущих зябь трактористов и прочее...

Далее. Идея защиты предполагает присутствие в условном зале всех заинтересованных лиц (родителей и других членов семьи), что на вступительных экзаменах в вузы могло бы значительно демократизировать процесс сдачи (сегодня, как мы знаем, абитуриент решает задачи, пишет сочинения, проходит тестирование, собеседование: родители выставляются за дверь).

Следующее: учитель (в случае защиты) становится консультантом, а не урокодателем (сообщил детям информацию (знания) и “пошел дальше”).

Сделаем вывод из сказанного. Цель в данном примере первична, знания как информация - вторичны. В школе же – наоборот: знания первичны- сообщаются безо всякой цели (учеба ради учебы). Таково мировоззренческое отличие педагогики дела (которую я попытался утвердить в своей практике) от существующей в веках педагогики знаний со всей присущей ей учебной атрибутикой: вызовами к доске, опросами на местах и прочее, о чем говорилось выше. Ничего этого не требуется в случае перевода учебного процесса на рельсы защиты, где проверяется качество сделанного, а не качество знаний...

В своей педагогической практике я принципиально отходил от пересказа учебника. Так, например, историю России мы переводили в образы - изготовляли руками учащихся диорамы важных исторических сражений с иноземными захватчиками: “Александр Невский”, “Бородино”, “У деревни Крюково, 41 год”, “Нашествие” и др. В них фигуры воинов, экипировка делались учениками с особой тщательностью и историческим правдоподобием.(cм. фото творческих работ учащихся)

Опыт с защитой проекта санок показал, что важным стимулирующим фактором для детей являются: социальная направленность проекта, его очевидная бытовая полезность, финансовая продуктивность и в плане педагогики - состязательность. Без нее учебный процесс, построенный на пересказе, дублировании учебника, превращается в мертвую скуку, как бы ни' изощрялся учитель в подаче учебного материала: методом ли погружения, опережения, вариативности, вербальности, оптимизации, дифференциации, модульного программирования, блочного моделирования и прочее, на что весьма талантлива наша педагогическая мысль, оторванная от жизни, интересов общества и окружающей среды.

История науки - это путь бесконечных заблуждений, открытий, озарений, гипотез, и это естественно: путь в незнаемое всегда тернист и сложен, но зачем же дублировать этот путь, то есть пересказывать то, о чем повествуют учебники? Пусть их информация останется справочной литературой а не предметом "усвоения пройденного материала".

Мы же, как повествует история педагогики, учебу ради знаний сделали организующей и направляющей силой на ниве просвещения. Эта сила сокрушила детство, остановила социальный прогресс, обесточила души и умы людей. Такова цена мировоззренческой ошибки, которую допустило человечество, подчинив образовательные цели и ориентиры голой и пустой идее - учебе ради знаний, а не жизни...

Владислав БУКРЕЕВ.

Мы полагаем что многих заинтересуют оригинальные и смелые идеи Владислава Николаевича Букреева. Не так давно он перебрался на жительство в нашу область и готов щедро делиться своими мыслями и опытом, со всеми, кто озабочен воспитанием и образованием наших детей.

 

г-та “Берег” №2 от 10.01.2003г.

г.Воронеж.

-Далее-

©Copyright:Copy-Servis

Hosted by uCoz